Приобретение услуги по перевозке пассажиров, заключая контракты с единственным исполнителем

193

Учреждение приобретает услуги по перевозке пассажиров, заключая контракты с единственным исполнителем в рамках Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». При этом каждый контракт заключается на срок несколько дней, с одним и тем же исполнителем последовательно заключается несколько таких контрактов. Является ли это нарушением закона?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

Формально заключение заказчиком на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ нескольких договоров на оказание услуг по перевозке пассажиров с одним и тем же исполнителем на общую сумму более 100 тысяч рублей не противоречит требованиям закона, однако при определенных обстоятельствах может быть квалифицировано как нарушение.

Обоснование вывода:

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) предусматривает возможность осуществить закупку товара, работы или услуги у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя, далее также — контрагент) на сумму, не превышающую 100 тысяч рублей.

В силу п. 3 ст. 3 Закона N 44-ФЗ под закупкой понимается совокупность действий, осуществляемых в установленном порядке заказчиком и направленных на обеспечение государственных или муниципальных нужд. Исходя из этого определения, а также ч. 2 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, закупка, осуществляемая у единственного контрагента на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, начинается с заключения контракта и завершается исполнением обязательств сторонами контракта.

Таким образом, заключение и исполнение каждого из контрактов, заключаемых на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, представляет собой отдельную закупку.

Приведенная норма не ограничивает виды товаров, работ или услуг, которые могут закупаться у единственного контрагента, и не исключает возможности осуществить закупку у единственного исполнителя услуг по перевозкам пассажиров. Аналогичный вывод следует и из разъяснений Минэкономразвития России (письма от 06.02.2017 N Д28и-435, от 07.09.2016 N Д28и-2452, от 11.01.2016 N Д28и-41).

Можно отметить, что некоторые виды транспортных услуг входят в Перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион) (утвержден распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р). Однако даже если услуги по перевозке пассажиров относятся к данному перечню, это не исключает возможность их закупки у единственного исполнителя при соблюдении ограничений, установленных п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в отношении суммы одной закупки и годового объема закупок (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).

По поводу правомерности заключения нескольких контрактов с единственным контрагентом в отношении одних и тех же услуг по перевозке отметим следующее. Закон N 44-ФЗ не предусматривает ограничений по количеству контрактов, которые могут быть заключены с единственным контрагентом на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ в течение того или иного периода времени. Ограничение суммы закупки (100 тысяч рублей) установлено в отношении именно одной закупки, то есть по существу в отношении цены одного договора, а не одного вида товара, работы или услуги, которые заказчик вправе приобретать на основании этой нормы у единственного контрагента в течение календарного года, в том числе на основании нескольких договоров.

Вместе с тем, как отмечается в правоприменительной практике, по своему содержанию норма п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ предусматривает для заказчика возможность заключения закупок «малого объема» в случаях, когда проведение процедур конкурентного отбора нецелесообразно ввиду несоответствия организационных затрат на проведение закупки самой стоимости закупки. Искусственное «дробление» единой закупки на множество закупок до 100 тысяч рублей каждая в целях избежания публичных процедур не соответствует целям введения такой возможности заключения контракта без проведения конкурентных процедур (постановление АС Волго-Вятского округа от 17.04.2018 N Ф01-1056/18).

При таком подходе несколько контрактов, заключенных с одним исполнителем на приобретение одних и тех же услуг, могут квалифицироваться как притворные сделки, прикрывающие единую сделку, направленную на приобретение общего объема услуг (п. 2 ст. 170 ГК РФ). Это дает основание рассматривать такие закупки как одну (на сумму свыше 100 тысяч рублей), в отношении которой заказчиком выбран ненадлежащий способ определения контрагента, что может быть квалифицировано как административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ч.ч. 1, 2 ст. 7.29 КоАП РФ.

Поэтому, если в рассматриваемом случае у заказчика фактически имеется потребность в приобретении услуг по перевозке пассажиров в течение продолжительного времени, стоимость таких услуг составляет более 100 тысяч рублей, а заказчик искусственно разделил услуги на несколько периодов, в отношении каждого из которых он заключает отдельный контракт по цене не свыше этого суммового предела, существует риск того, что действия заказчика по заключению нескольких контрактов с единственным исполнителем будут признаны неправомерными (решение Оренбурского УФАС России N 07-16-245/2016 (опубликовано 16.05.2017), решение Ярославского УФАС России от 18.04.2017 N 06-03/08-16, постановления АС Северо-Кавказского округа от 24.01.2018 N Ф08-9662/17, АС Уральского округа от 26.08.2016 N Ф09-8787/16).